Константин МАКОВСКИЙ (1839-1915). Жница.
МАКОВСКИЙ Константин Егорович
(20.06.1839-17.09.1915), русский художник, член
Товарищества передвижников. Автор жанровых
произведений ("Дети, бегущие от грозы”, 1872),
масштабных историко-жанровых сцен ("Балаганы на
Адмиралтейской площади”, 1869), великосветских
портретов. Участвовал в оформлении храма
Христа Спасителя.
К. Маковский Константин Егорович
Маковский (1839-1915). "Я не зарыл своего богом
данного таланта в землю, но и не использовал его в
той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и
это мешало мне всецело отдаться искусству".
Так заканчивал свою краткую автобиографию,
написанную в 1910 году в связи с празднованием
50-летия его художественной деятельности,
профессор живописи Константин Маковский.
Сегодня имя Маковского вызовет в нашей памяти
скорее произведения московского жанриста
Владимира Маковского и лишь затем - его старшего
брата Константина, представителя так называемой
"позднеакадемической живописи".
А между
тем во второй половине XIX века слава Константина
Маковского и в России, и за ее пределами была
несравнимо выше известности Владимира
Маковского и других художников демократического
направления. в 80-90-е годы XIX века картины К.
Маковского на сюжеты из древнерусской истории,
исполненные легко, размашисто и цветисто, и в
особенности его бесчисленные заказные портреты
представителей аристократии и высшей буржуазии,
служили едва ли не эталоном художественного
вкуса для самых разных слоев русского общества.
Репутация художника была настолько высока, что
реалистической живописи приходилось, по
замечанию критика начала XX века, утверждать свои
эстетические идеалы в напряженной борьбе против
"власти прославленного виртуоза кисти и
баловня общества". Эта борьба закончилась
настолько успешно и пренебрежительное отношение
к Маковскому так прочно утвердилось в истории
искусства, что сегодня приходится
"защищать" художника от одностороннего
взгляда.
В своем формировании искусство К.Маковского
испытало сложные влияния, оно соединило черты
московской и петербургской школы живописи, опыт
В.Г.Перова и наследие К.П.Брюллова. В конечном
счете все эти элементы преобразовались в
широкую, эффектную, неизменно привлекательную
"манеру Константина Маковского", всегда
одинаковую независимо от предмета изображения.
К.Маковский был старшим сыном в семье
известного московского художественного деятеля
и художника-любителя Егора Ивановича Маковского.
Отец будущего художника - один из учредителей
Натурного класса, послужившего основой будущего
Московского училища живописи, ваяния и
зодчества, - был дружен с К.П.Брюлловым,
В.А. Тропининым, С.К.Зарянко. Неудивительно, что
все дети Егора Ивановича: дочь Александра,
сыновья Константин, Николай и Владимир,
воспитанные в духе любви к искусству, под
влиянием отца, эрудита и энтузиаста, стали
художниками. "Тем, что из меня вышло, я считаю
обязанным себя не академии, не профессорам, а
исключительно моему отцу", - писал на склоне
лет К.Маковский.
В Московском училище живописи и ваяния, куда
Маковский поступил в 1851 году, он учился легко и
успешно, получая все возможные награды. В числе
преподававших здесь профессоров были М.И.Скотти,
А.Н.Мокрицкий, С.К.Зарянко - ученики и
последователи К.П.Брюллова. Именно они, возможно,
привили художнику ту "романтическую
восторженность", склонность к преувеличению
живописного эффекта, которая отличала его
впоследствии.
Окончив курс училища, К.Маковский поступил в 1858
году сразу в натурный класс петербургской
Академии художеств. Уже с 1860 года художник
выставлял на ежегодных академических выставках
типичные для Академии исторические
"программы" ("Исцеление слепых", 1860, AX
СССР; "Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына
Бориса Годунова", 1862, ГТГ).
В 1863 году вместе с тринадцатью другими
выпускниками Академии - претендентами на большую
золотую медаль К.Маковский отказался писать
картину на предложенный сюжет из скандинавской
мифологии и покинул Академию.
В 60-е годы К.Е.Маковский был членом
Петербургской артели художников, возглавляемой
И.Н.Крамским. Его произведения этого времени
("Вдовушка", 1865; "Селедочница", 1867, обе -
ГРМ) создавались на волне общего для русского
искусства увлечения бытовым жанром, под влиянием
современной литературы и журнальной графики. И
сама живопись Маковского в эти годы - плотная,
вязкая, с использованием колеров, замешенных на
белилах, что создавало характерный глухой
землистый тон, - объединяла художника с другими
"шестидесятниками". Однако в лучшей картине
раннего периода "Народное гулянье во время
масленицы на Адмиралтейской площади в
Петербурге" (1869, ГРМ) среди "родовых"
примет демократической живописи на темы из
народной жизни возникают уже черты, предвещающие
будущий стиль Константина Маковского: энергия
свободного мазка, яркость и пестрота красок,
наконец, выбор "праздничного" сюжета,
который более всего соответствовал
жизнерадостному темпераменту художника.
В 70-е годы Маковский, член-учредитель
Товарищества передвижных художественных
выставок и активный его участник, показывал свои
работы по преимуществу бытового жанра ("Дети,
бегущие от грозы", 1872, ГТГ; "Деревенские
похороны", 1873) как на передвижных, так и на
академических выставках.
После поездки в середине 70-х годов в Египет и
Сербию художник выставил две картины, имевшие у
русского зрителя большой успех, - "Возвращение
священного ковра из Мекки в Каир" (1875,
Государственная картинная галерея Армении) и
"Болгарские мученицы" (1876, Государственный
художественный музей БССР). Несмотря на прямо
противоположный характер сюжетов (нарядное
празднично-триумфальное шествие в первом случае
и сцена мученичества - во втором), обе картины
выполнены в одинаковой эффектно-бравурной
манере. Сюжет, таким образом, лишь предлог для
создания роскошного живописного зрелища, для
демонстрации виртуозного мастерства в передаче
фактуры и цвета предметов.
Выработав свой собственный изящный и эффектный
стиль, К.Маковский стал постепенно отходить от
коллективных форм художественной жизни,
превращаясь в "маэстро" с определенным
кругом излюбленных тем, жанров и приемов
живописи. Еще в ранние годы художник писал
портреты на заказ, а вскоре превратился в модного
портретиста. Портреты его работы, особенно
женские и детские ("Портрет С.Л.Строгановой",
1864, ГТГ; "Портрет жены художника", 1881, ГРМ;
"Семейный портрет", 1882, ГРМ; "Портрет
М.Е.Орловой-Давыдовой", ГТГ), сильно отличались
от портретной живописи передвижников -
аскетичной, стремящейся воплотить во внешнем
облике модели ее социально-психологические
черты.
Прозрачная подвижная фактура, красочность и
внимание к красивому антуражу стали главными
причинами небывалого успеха живописи
Маковского. Сам художник так, слегка иронично,
вспоминал об этой стороне своей деятельности:
"Лучшие красавицы наперебой позировали мне... Я
зарабатывал громадные деньги, жил с царственной
роскошью и успел написать несметное количество
картин, декоративных панно, портретов, этюдов и
акварелей".
Но окончательно то своеобразное явление,
которое можно назвать "феноменом Константина
Маковского", сформировалось только в 80-е годы,
когда художник отошел от передвижников и стал
устраивать персональные выставки своих
произведений. В 1883 году он показал таким образом
картину "Боярский свадебный пир в XVII
столетии", которая была вскоре куплена в
Америку. За ней последовали "Выбор невесты
царем Алексеем Михайловичем" (1886), "Смерть
Ивана Грозного" (1888), "Одевание невесты к
венцу" (1890), "Поцелуйный обряд" (1895, ГРМ).
Благодаря обилию бытовых подробностей,
антикварной красоте антуража, "благородным"
цветам, приведенным в единство общим золотистым
тоном, эти произведения пользовались неизменным
успехом как в России, так и на международных
выставках. На Всемирной выставке 1889 года в Париже
К.Маковский за картины "Смерть Ивана
Грозного", "Суд Париса" и "Демон и
Тамара" был удостоен золотой медали.
Иностранные коллекционеры охотно покупали
экзотические "боярские жанры", поэтому
большинство подобных работ художника ушло из
России.
Легкий успех К.Маковского, его поверхностность,
достигнутый им "автоматизм" письма,
огромное количество типологически сходных
произведений стали причиной отрицательного
отношения к его творчеству впоследствии. Но
признавая все слабости этого модного некогда
живописца, нужно сказать, что его произведения
были выражением несколько однообразного и
внешнего, но по-своему блестящего артистизма. Он
погружал человека в стихию красоты, в мир изящных
предметов и утонченных чувств. На фоне общей
этической ориентации русского искусства XIX века
он сохранял за живописью право на живописность.
Использованы материалы статьи Е. Гордона в
кн.: 1989. Сто памятных дат. Художественный
календарь. Ежегодное иллюстрированное издание.
М. 1988. www.hrono.ru
К. Маковский, Русская красавица в кокошнике |
К. Маковский, Русская красавица в кокошнике |
|
Константин Маковский, Боярышня у окна |
|
Константин Маковский, За чаем |
|
Константин Маковский, Царевна |
|
К. Маковский, Боярышня |
|
К. Маковский, Боярышня у окна |
К. Маковский, Боярышня
Константин Маковский, У околицы |
К. Маковский, Боярышня |
|
К. Маковский, Черноокая княжна |
|
Константин Маковский, Алёнушка |
|
К. Маковский, Чарка мёда |
|
К. Маковский, Грустная княжна |
|
К. Маковский, Княгиня под венец |
|
К. Маковский, Царевна |
|
К. Маковский, Поцелуйная чаша |
|
К. Маковский, Рассказчица |
|
К. Маковский, Сказочница |
|
К. Маковский, К венцу |
|
К. Маковский, Выбор невесты царевичем Алексеем |
Маковский К.Е. Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме. 1900
(Государственный Исторический музей)
Маковский К.Е. Боярыня. 1890-е
(Частное собрание)
Маковский К.Е. Портрет царевны Софьи
(Национальный художественный музей Республики Саха)
Маковский К.Е. Боярский свадебный пир в XVII веке. 1883
|