Мезенская роспись
| 06.08.2011, 11:21 |
Мезенская роспись -
одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные
художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали
человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и
красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров
изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта
роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень
находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками
Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.
Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село
Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр
росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Поэтому в энциклопедиях и
различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе
название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не
занимались.
Прежде всего мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Этот
орнамент притягивает и завораживает, не смотря на свою кажущуюся
простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся
изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента
мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и
веточка, зверь или птица - находятся именно в том месте, где они и
должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба,
мысли художника и древние образы северных славян.
Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут
ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем
традиции народов Севера России. Так, например изображение коня в
традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует
восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце
в подводный мир до рассвета и хранит его там.
Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два
цвета – красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись
наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой
(тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса.
Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее
время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за
исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.
Символика узора
Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мфологическом
мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся
многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса - три
мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это
основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской
росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус -
птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также
означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей
многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение.
Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а
также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.
Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполнеными повторяющимся
узором. Элементы таких узоров, а также некоторые другие, часто
встречающиеся элементы мезенской росписи на рисунках ниже.
Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть
вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх —
низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах
о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи,
глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот
что такое земля для человека. Графически земля часто изображается
квадратом.
Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в
нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди
могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего
отражают такие картины природных явлений.
Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских
орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а
также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.
Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в
мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами —
скорее всего означают воздух, ветер — один из первооэлементов природы.
Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и
услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание
тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия.
Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.
Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются
как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на
яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер
может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая
творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные
стихии. Штрихи ветра у них часто "нанизаны” на скрещенные прямые линии,
что очень походит на ветряную мельницу ("Пойманный ветер”, — говорят
дети).
Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение,
вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, — сильный и активный
элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы.
Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет,
умирает, а затем вновь рождается — признаки, позволяющие предположить,
что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил
солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу,
напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив
спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое
движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи
спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных
орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.
Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные
формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до
водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на
человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых
распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в
спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем
осознанное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок
энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения,
также является символом времени, циклических ритмов сезонов года.
Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию
(как даосский знак "инь-ян”). Противоположные силы, наглядно
присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о
восходящей, нисходящей или вращающейся энергии ("коловорот”), которая
управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая —
женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и
деторождения.
Интересны и красивы древние знаки плодородия — символы изобилия.
Где их только не помещали, и везде они были к месту! Если жиковину
(накладку на замочную скважину) такой формы повесить на двери амбара —
это значит пожелать, чтобы он был полон добра. Если изобразить знак
изобилия на дне ложки, значит, пожелать чтобы голода никогда не было.
Если на подоле свадебных рубах — пожелать молодым большой полной семьи.
Знак плодородия можно встретить на древних культовых статуэтках,
изображающих молодых беременных женщин, который помещался там, где
находится ребенок у будущей матери. Почти все мезенские орнаменты так
или иначе связаны с темой плодородия, изобилия. Во множестве и
разнообразии изображены в них распаханные поля, семена, корни, цветки,
плоды. Орнамент может строиться в два ряда и тогда элементы в нем
располагаются в шахматном порядке. Важным символом был ромб, наделенный
множеством значений. Чаще всего ромб являлся символом плодородия,
возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни. На
одной из мезенских прялок удалось рассмотреть полустертое изображение
именно такого уникального древа.
Узоры в прямой клетке
Геометрический орнамент получил широкое распространение в народном
искусстве. Особенно часто его можно встретить у ткачих и вышивальщиц.
Основу орнамента составляют ромбы, квадраты, кресты и свастические
изображения. Ромбо-точечный орнамент у земледельческих народов является
символом плодородия.
Простые элементы
Ни одна роспись не обходится без изображения всевозможных
зигзагообразных и спиральных форм. Особенно часто они встречаются при
изображении мирового дерева, или «древа жизни». Исследователи полагают,
что спирали и зигзаги есть не что иное, как изображение змей, всегда
присутствующих в подобных сюжетах.
Узоры в косой клетке
Ленточный орнамент
Декоративное изображение птиц в традиционной мезенской росписи
Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок, — широко распространен
в народном искусстве. Птицу на вершине дерева часто можно встретить на
мезенских берестяных туесах. Птица, пожалуй, самый излюбленный мотив
народных мастеров. Кроме того, у северных крестьян в обычае вешать
деревянных птиц из щепы в красном углу избы. Это пережиток того же
мотива — «птица на дереве», так как с красным углом дома связывали
почитаемое дерево.
Декоративное изображение деревьев и цветов в традиционной мезенской росписи
Довольно часто встречается на мезенских прялках изображение нескольких
деревьев или одиноко стоящего дерева, нередко ели. Особый интерес
представляет композиция из трех деревьев: два одинаковых дерева
располагаются симметрично по отношению к центральному дереву,
выделяющемуся относительно большим размером. О том, что подобный сюжет
не случаен на мезенских прялках, свидетельствует факт, что тот же сюжет
имеет место в росписи старинной мебели в мезенских домах.
Декоративное изображение животных в традиционной мезенской росписи
К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего
изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и
оленей. Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения коней в
других крестьянских росписях, отстоят от реального прототипа.
Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как
известно, лошадям. Туловище черного коня нередко покрывалось сплошным
решетчатым узором, еще больше подчеркивающим его необычное
происхождение. Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей
завершались на концах изображением перьев, подобных тем, которые
рисовались у птиц.
Часто кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими
друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях были нарисованы борющиеся друг
с другом всадники. О том, что изображаемые на прялках кони неземного
происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки,
помещенные рисовальщиками над гривами и возле ног коней.
Изображения фигур животных очень схожи между собой. Все отличие оленей
от лошадей заключается в том, что вместо гривы у них за спиной такими же
черными штрихами рисуются разветвленные рога. Дети копируют
предложенное изображение оленя или коня. Каждое последующее изображение
животного отличается от предыдущего появлением дополнительных деталей.
тут
|
Категория: Народные художественные промыслы | Добавил: lizavetka
|
Просмотров: 3293 | Загрузок: 0
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
Меню сайта
Друзья сайта
Лизаветка-сайт о и для Маленьких принцесс и их мам.
|