Гжель - известный во всем мире народный художественный промысел, где с незапамятных времен изготовлялись керамические изделия.
С 14 века начинается летопись промысла. В разные времена в Гжельской
Волости и в 30 деревнях и селах, народные мастера делали для себя и
отправляли на продажу по всей России тысячи и тысячи рукотворных
глиняных, фаянсовых и фарфоровых произведений.
В начале 19 века гжельские мастера стали производить фарфоровую посуду
и скульптуру. По всей Гжели открылись десятки фарфоровых фабрик и
живописных заведений. Самые известные среди них фабрики Тереховых,
Киселевых, Новых, Кузнецовых, Акулиных, Храпуновых, были расположены в
самом центре промысла - в селах Новохаритоново и Речицах.
Гжельский фарфоровый завод ведет свою историю с 1818 года, когда в
Новохаритоново заработала небольшая фабрика по изготовлению фарфоровой
посуды и скульптуры.
Сейчас это самое крупное предприятие в России по изготовлению
традиционного фарфора с ручной кобальтовой росписью, где трудятся сотни
потомственных мастеров.
Ассортимент завода насчитывает более 600 наименований чайников,
кумганов, сахарниц, масленок, шкатулок, подсвечников, ваз, ламп, часов
и других бытовых и декоративных изделий. За последние десятилетия на
Гжельском фарфоровом заводе сформировался коллектив технологов,
художников, мастеров производства, которые ,бережно сохраняя старые
традиции, используют передовые методы в технологии производства.
Постоянное улучшение качества продукции, разнообразие ассортимента,
внедрение технологических новшеств, высокий художественный уровень,
объем выпускаемой продукции - вывели Гжельский фарфоровый завод в
лидеры среди гжельских производителей традиционного фарфора с ручной
кобальтовой росписью.
Самое древнее упоминание о Гжели нашлось в завещании Ивана Калиты от
1328 года. Позднее Гжель упоминается в духовных грамотах других князей и
в завещании Ивана Грозного 1572-1578 годов.
Часовня Иконы Божией Матери «Воспитание» в Гжельском сельском поселении, Московская область, Россия.
Гжель всегда славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов
глины велась в Гжели с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей
Михайлович издал указ "во гжельской волости для аптекарских и
алхимических сосудов прислать глины, которая глина годится к аптекарским
сосудам". В то же время для аптекарского приказа было привезено в
Москву 15 возов глины из Гжельской волости и "повелено держать ту глину
на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал
государь имать и возить тое же волости крестьянам, како же глина в
Аптекарьский приказ надобна будет". В 1770 году Гжельская волость была
целиком приписана к Аптекарскому приказу "для алхимической посуды".
Великий русский учёный М. В. Ломоносов, по достоинству оценивший
гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: "Едва ли есть
земля самая чистая и без примешения где на свете, кою химики
девственностью называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми,
такова у нас гжельская, которой нигде не видал я белизною
превосходнее".
До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную
посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также
примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Полагают, что
количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями
тысяч штук в год.
К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди
них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в деревне
Кузяево. По подписям на оставшихся гжельских изделиях известны мастера
Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович Срослей, Иван Иванович
Кокун. Кроме посуды, в гжели делали игрушки в виде птиц и зверей и
декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые
лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались
лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном,
гжельском стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи
являлись декоративные цветы, листья, травы.
После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни
Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во
множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х
годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской.
Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью.
Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья
Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800-1804
годов основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель,
научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отто в селе
Перово. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам,
имея только одного рабочего, но, по преданиям, двух гончаров. Г. Н.
Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова,
срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины,
после чего открыли собственные заводы. Завод Куликова замечателен тем,
что от него пошло фарфоровое производство Гжели.
Вторая четверть XIX века - период наивысших художественных достижений
гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь
получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно
совершенствовали состав белой массы.
C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, и
керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда
выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были
национализированы.
Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление промысла,
отметившего недавно своё 650-летие. В 1930-х и 1940-х здесь была
сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России.
Процесс изготовления гжельской керамики
Изделия производят методом ручного литья из фарфоровой массы (шликера) в гипсовые формы
Затем изделия глазуруются. В итоге они выглядят так
Каждое изделие оправляют, подрезая литьевые швы и замывая губкой
Камерная печь для обжига фарфора при температуре 1350 градусов
Цех художественной росписи фарфора. Каждое изделие мастер-живописец расписывает вручную
У "гжели" собственный стиль - синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне