Финифть это древнерусское название эмали, а произошло оно от греческого
финифтис, что означает блестящий. Эмаль (от франц. email) - прочное
стекловидное покрытие, нанесённое на металлическую основу (стальной,
медный, серебряный, золотой лист), выполненное специальными красками на
основе стекла с добавлением различных окислов металлов и закрепленное
обжигом при температуре 780-900 градусов.Художественная эмаль во все
времена ценилась на уровне драгоценных камней, а на сегодняшний день
признана ведущими искусствоведами как живопись XXI века. Ростовская
финифть считается лучшей в России. Роспись по эмали практически вечно
сохраняет чистоту, блеск и прозрачность цвета. Она не подвергается,
подобно другим видам живописи, воздействию таких разрушительных
факторов, как свет, перепады температуры и влажности, загрязнение.
Законченный вид финифти, как ювелирному изделию, придает оправа, она
изготавливается ювелиром мастером скани.
Скань (от др.-рус. скать — свивать), филигрань — вид ювелирной техники:
ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой,
серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки.
Современные мастера фабрики "Ростовская финифть", изготавливающие
широкий ассортимент изделий (броши, серьги, кулоны, браслеты, туалетные
коробочки, шкатулки, другие сувениры...) довели свои изделия до лучших
художественных образцов мирового уровня.
Ростовская финифть -- живопись по эмали эмалевыми красками.
На Русь эмаль пришла из Византии, поэтому русское название эмали --
"финифть" -- происходит от греческого "фингитис", что переводится как
"светлый, блестящий камень". Именно блеск, яркость, неувядаемость красок
привлекают в художественной эмали, в какой бы технике она не
выполнялась. Стекловидная масса различных цветов использовалась для
украшения металлических предметов ремесленниками Киевской Руси, которые
владели техниками выемчатой и перегородчатой эмалей. Живопись по эмали,
сравнительно поздняя технология художественного эмалирования, появилась в
России в конце XVII века. В Ростове эмали стали расписывать с середины
XVIII столетия.
Процесс создания живописной миниатюры на эмали в общих чертах сводится к
следующему. Эмаль наносится в несколько слоев на лицевую и в один слой
на обратную стороны медной выпуклой пластинки. Обжиг при температуре до
800 градусов прочно сплавляет эмаль с металлом, образуя ровную блестящую
поверхность -- основу для живописи. Роспись пластинки производится
огнеупорными красками. Причем, сначала наносятся тугоплавкие краски,
затем -- легкоплавкие, что учитывается при каждом последующем обжиге.
При создании сложной многоцветной композиции пластинка обжигается от 4
до 7 раз.
Сложная технология требовала определенных живописных способностей и
опыта, поэтому от первого упоминания о написании эмалевых икон в Ростове
и до широкого распространения финифтяного дела в городе прошло немало
лет.
Первая в Ростове мастерская по производству миниатюр на эмали появилась
при Архиерейском доме. В 1760-х гг. мастер Гавриил Елшин "писал шапки",
т. е. выполнял небольшие иконки-дробницы для украшения митры --
головного убора священника во время церковной службы. Такие дробницы с
изображениями Спасителя, святых или сцен из Евангелия поясняли
содержание священного предмета. С другой стороны, они обогащали его
декоративное звучание. Работы Елшина не выявлены в музейном собрании.
На протяжении полутора столетий ростовские мастера работали по заказу
церкви. Они писали сцены из Священной истории и святых. Эмалевые
миниатюры украшали Царские врата, литургическую утварь и облачения
священников. Широкое распространение имели отдельные финифтяные образки и
иконы.
Ростовские эмали первой половины XIX в. удивительно легкие и воздушные.
Большое внимание уделялось светотеневой моделировке ликов. Пунктирная
проработка объема с тончайшими тональными переходами, поглощающими
границы форм, подчеркивалась контрастными сопоставлениями цвета одежд.
Постепенно произошел отказ от ориентации на академическую живопись того
времени в пользу традиционного православного образа. Для многих миниатюр
середины и второй половины XIX в. были уже не характерны сложные
композиции.
Конец XIX -- начало XX вв. -- особый, сложный период в истории
ростовской финифти. Промысел не выдерживает конкуренции с дешевым
промышленным производством икон и поддерживается государством путем
организации школ и мастерских. В 1898 г. был открыт Ремесленный класс
рисования, резьбы по дереву и иконописи по финифти, а после 1911 г. --
Учебно-показательная финифтяная школа (УПФШ), одной из целей создания
которой, помимо обучения, было снабжение кустарей дешевым сырьем. Для
деятельности УПФШ, руководимой в 1914-1917 гг. известным художником С.В.
Чехониным, характерен поиск новых форм изделий и новой тематики
росписей. Деятельность школы до революции характеризуют расписные
тарелочки С. Агафонова и И. Соколова, миниатюра "Вид Ростовского кремля"
Л. Арефьевой и произведения других учеников.
Наперстки "Ростовской финифти" очень декоративны, в них роспись по эмали
сочетается со сканью (филигранью) и зернью. Слово "скань"
древнеславянское и означает свить, скрутить, что отражает технику
изготовления тонкой витой проволочки, из которой состоит узор. Зернь —
это маленькие шарики, напаянные на узор из филиграни. Диковинные цветы,
яркие краски росписи по эмали украшают изделия, придают им необыкновенно
нарядный вид.
В последнее время ростовские мастера представили новые работы,
свидетельствующие о дальнейшем развитии искусства финифтяной росписи.
"Ростовская финифть" является единственным у нас в стране предприятием,
где выполняют декоративную роспись по эмали. Изделия ростовских мастеров
можно увидеть в Музее народного искусства в Москве, Государственном
Историческом музее, Государственном Русском музее и др. Образцы изделий с
ростовской финифтью были показаны на отечественных и зарубежных
выставках. Мастера промысла неоднократно были удостоены высоких наград.