Пёстрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и
медведя, - потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой
наковальне...
Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали
основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское.
Зайчик-барабанщик
ЛЕГЕНДЫ И ТРАДИЦИИ СЕЛА БОГОРОДСКОЕ
История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой
деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья.
Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек
и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети
разорвали игрушку.
Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина
щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука.
Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее
на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и
заказал крестьянину целую партию.
С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись "игрушечным” ремеслом.
Дед с репкой
Лиса-рукодельница
А если серьезно, народный промысел зародился под влиянием
Троице-Сергиева монастыря - одного из крупнейших центров художественных
ремесел Московской Руси еще 350 лет назад.
Традиционная богородская игрушка - это неокрашенные фигурки людей,
животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина.
Символом промысла до сих пор считаются "мужик и медведь” в различных
сюжетных постановках, первой из которых стала подвижная игрушка
"Кузнецы”.
Дровосеки
Ёжик-грибник
Медведь-пианист
Примерная дата её рождения - конец XVIII столетия.
Название свое эта незамысловатая, но такая притягательная игрушка
получила по месту своего «появления на свет» - деревне Богородское,
расположенной в 25 км. от Сергиева Посада Московской области.
Медведь и заяц
Медведь-барабанщик
В этой игрушке причудливо встречаются реальные люди и герои сказок,
звери обретают человеческие способности и могут надевать одежду, мыться в
бане, работать за компьютером…
Райские птицы
Дровосеки
Немного наивные на первый взгляд изделия мастеров - игрушечников
оказываются очень глубокими по содержанию, а лаконичное их выполнение
раскрывает высокий уровень мастерства богородских и сергиевских резчиков
и расписчиков.
Известно, что между ними существовало своеобразное сотрудничество: так
большая часть создававшихся в Богородском фигур окрашивалась в Сергиевом
Посаде, а затем либо продавалась тут же в городе многочисленным
паломникам, либо поступала на рынки Москвы и других городов.
Мама
Мишка-певец
Как делают богородскую игрушку.
Древесину (липу) высушивают под навесом на открытом воздухе около трех
лет. Затем пилят ствол на части, а их, в свою очередь, разрубают вдоль
волокон на треугольные поленья в зависимости от необходимого размера
игрушки.
Потом игрушку "зарубают", т.е. придают ей самые общие очертания будущего
произведения. Острейшим прямым богородским ножом снимают всю лишнюю
древесину и моделируют форму.
Окончательная отделка игрушки связана с работой мелкими стамесками
(описка), с помощью которых изображается шерсть животного или перья
птицы.
Другой прием окончательной отделки игрушки связан с ошкуриванием формы
мелкой наждачной бумагой. Этим приемом обычно пользуются, чтобы передать
гладкие поверхности.
Миша-музыкант
Кот-рыбак
Богородская игрушка и сегодня не потеряла своего значения, ведь это:
Развитие познавательных способностей и воображения ребенка;
Только экологически чистые материалы для каждой игрушки;
Тепло дерева, сохраненное руками мастера!