Яхонты Натальи Дмитриевны Борисковой

Пятница, 29.03.2024, 11:18

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Тексты и музыка | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Учебный матерьял

Певческое дыхание. Начальные навыки. (сентябрь 2010)
Певческое дыхание. Начальные навыки.
Просчитать по секундной стрелке: раз, два, три, четыре (два-три раза). На раз, два, три нюхать цветок (постепенно добиваться глубокого длительного вдоха), на четыре выдохнуть (обращать внимание на работу животика, животик помогает вытолкнуть воздух, зафиксировать ощущения)
1. Понюхать цветок
2. Подуть на одуванчик или сдуть снежинку с варежки
На раз, два, три надувать шарик, руками показывать какой он большой, руки в положении как будто бы обняли круглый тазик), на четыре крикнуть «Ой, лопнул!» (руки над головой, ярко хлопнуть в ладошки).
3. Надуть шарик
4. Шарик лопнул
Все упражнения проделывать вместе, медленно, обращая внимание на вдох (глубокий), выдох (короткий, энергичный), на работу рук (шарик постепенно увеличивается, при хлопке ладошки не вялые), на работу диафрагмы (подержать ручкой).
Разминка
1. Для снятия напряжения с внутренних и внешних мышц:
Упражнения выполнять плавно, следить за тем, чтобы движения были чёткими.
а) Счёт на четыре:    раз – голова наверх
                 два – прямо
                 три – вниз
                 четыре – прямо
б) Счет на четыре: поворот головы в стороны
в) Счет на четыре: плавно положить голову на плечи.
2.  Для развития бокового зрения:    а) Счёт на четыре:    раз – глаза вверх
                                 два – прямо
                                 три – вниз
                                 четыре – прямо
                     б) Счет на четыре:    раз – глаза направо
два – прямо
три – налево
четыре – прямо
Задача вокалиста - увидеть окружающие его предметы.
Все упражнения выполнять сначала раздельно, потом вместе по 4 раза.
3.  Для смачивания и размягчения голосовых связок:
Счёт на четыре:    а) Пожовывание языка (копим слюну, и проглатываем)
           б) Покусывать нижнюю губу, верхнюю губу, втянуть щеки и закусить боковыми зубами их внутреннюю поверхность.
            в) «Шпага» - укалывание кончиком языка каждой щеки
Сделать языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении.
Упереться языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.
в) «Бежит лошадка» - поцокивание язычком
            г) Поставить указательные пальцы на переносицу и проконтролировать "сморщенный” нос.
д) Вытянув губы - «сосем соску»
е) Представьте себе собаку в жаркую погоду. Она бежит, ей жарко, у нее высунут язык для терморегуляции. Она дышит быстро-быстро, охлаждая, таким образом, пасть и весь организм. Конечно, вам не надо высовывать язык, но представить себе эту собаку и попробовать подышать часто-часто, чтобы охладить небо. Вы сразу почувствуете, какое высокое ваше нёбо, какой замечательный у вас вокальный купол, свод (гортань при этом низкая, свободная, широкая).
             ж) Мелко-мелко, дробно, как в ознобе, постучать зубами. Внимание направить на передние зубы, на свободу челюстей, собственно с зажатыми челюстями вы и не сможете дробно стучать зубами. Теперь попробуйте ощутить передние верхние зубы, их корни, то есть то место, откуда начинается твердое небо или "купол". "Посмотрите", какой он активный, высокий! Чтобы это хорошо "увидеть" и почувствовать, опять постучите передними зубами и опять "послушайте" свои ощущения.
             з) Рот, гортань в спокойном состоянии. Вам "хочется" зевнуть, но так, как зевают в приличном обществе, чтобы никто не заметил, зевнуть с закрытым ртом.
и) Упражнение «дразнящаяся обезьянка»
Разминка
ЗВУК    Ы – И        - РУКИ В СТОРОНЫ
ЗВУК    Э – Е        - РУКИ НА ЩЕЧКИ ОТО РТА К ГОЛОВЕ
ЗВУК    А – Я        - РУКИ ПОЛОЖИТЬ НА ТЕМЕЧКО
ЗВУК    О – Ё        - РУКИ ПРИПОДНЯТЬ НАД ГОЛОВОЙ
ЗВУК    У – Ю        - РУКИ ВЫТЯНУТЬ НАД ГОЛОВОЙ
 
Ди-ги, ди-ги дай
Ди-ги, ди-ги дай
Ди-ги, ди-ги
Ди-ги, ди-ги
Ди-ги, ди-ги дай.    Тра -та -та, - руки «в боки»
Тра -та -та, - топаем ногами
Растворялись ворота - руки вверх - вниз
А из этих ворот - приседаем, руки вниз
Вышел ма - аленький народ     
4. Для подготовки дыхательной системы:
Счет на четыре:    а) «Взлетает самолёт на звук  Ж - ж - ж - ж, при этом усиливаем или ослабеваем звучание (ручками показываем крылья)
             в) «Змея или шум леса» на звук Ш - ш - ш -ш, также усиливая и ослабевая звучание (ручками показываем как ползёт змея, две змеи двумя руками)
             г) «Заводим мотоцикл» - Р - р - р, «едем на мотоцикле», как бы удаляясь и приближаясь
6. Для разработки корня языка:    а) Кашляем как старички - Кха - кха - кха;
                     б) Кричит ворона - Кар - кар - кар.
7. Для ощущения интонации:
Показываем рукой:     а) Крик ослика - И-а, и-а, и-а (интонация резко падает сверху вниз)
                 б) Крик в лесу - А-у, а-у, а-у (интонация снизу вверх)
         в) Кукушка кукует - Ку-ку, ку-ку (интонация сверху вниз, движение руки короткое)
Обратить внимание на разницу в движениях рук.
8. Для ощущения работы маленького язычка и пропевания ультразвуков:
а) Мяукает котёнок - тоненько - Мяу - мяу - мяу
б) Мама кошка - ласково, средний регистр, как мы разговариваем
в) Папа кот - гордо, басом
Смысловая интонация
 
Няня мылом мыла Милу,
Мила мыло не любила,
Но не ныла Мила,
Мила - молодчина.    Уточка вострохвосточка
Ныряла да выныривала,
Выныривала да ныряла.     
Солнышко.
Солнышко, солнышко,
Выгляни в оконушко:
Твои детки плачут,
По камушкам скачут.
Исходное положение. Дети стоят врассыпную.
Ход игры. На 1-ую и 2-ую строчки текста взрослый вместе с ребенком выполняет частые полуприседания - «пружинки» - и одновременно хлопает в ладоши. Под текст 3-ей и 4-ей строчек выполняются легкие прыжки с одновременными хлопками в ладошки.
Текст произносится в медленном темпе, нараспев, с ярко выраженной метрической пульсацией, без остановок, ускорений и замедлений. Нисходящая интонация голоса приходится на каждую сильную долю: ? Солнышко, ? солнышко, ? Выгляни в ? окошко и т.д.

Упражнение выполняются с различной эмоциональной интонацией: то словно сердимся и, строго грозя соседу, поём на слог лё"; то удивляемся, пожимая плечиками и разводя руки в стороны, то же самое упражнение исполняя на слог "ли"; то весело, задорно, словно шаля - на слог "ля".
Ритмические упражнения (хлопки, игра на ложках, все ритмические структуры проигрываются в ногах.)
1. на 1,2,3,4 - хлопать в ладошки после педагога (хорошо объяснить систему ТИ-ТИ-ТА):
а) ТА-ТА-ТА-ТА
б) ТИ-ТИ-ТИ-ТИ-ТИ-ТИ-ТИ-ТИ
в) ТИ-ТИ-ТА-ТА-ТА и т.д.
(различные комбинации плавно переносятся в ноги)
2.импровизация ритмов, используя шумовые инструменты. Например:
а) на 1,2,3-попеременно ноги; на 4-ложки
б) 1,3-бубен; на 2,4-правая нога и т.д.
3. комплекс "тихих" ритмических комбинаций:
а) 1-правое ухо,2-левое ухо,3-нос,4-затылок
б) 1-"с",2-"ух",3-"ш",4-"ах" 1-живот,2-затылок,3-руки к плечам,4-"ш"
4. пауза - в руках и в ногах (можно использовать условный знак, например указательный палец к губам):
а) на 4-"пауза"; на 3,4;на 1,2,3,4-"пауза"
б) обратный счет: "пауза"-1;"пауза"-2и т.д.
5. акцент - условный знак хлопок в ладоши:
а) сделать акценты на полную долю 
б) сделать акценты на парные доли и т.д.
 
    Аты-баты, шли солдаты
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?-
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я.

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько дали?
Аты-баты, сто грошей.
Аты-баты, выходи-ка,
Аты-баты, поскорей.     
Наши уточки с утра: кря-кря-кря (звуки инструмента) кря-кря-кря (поют дети)
Наши гуси у пруда: га-га-га (инструмент) га-га-га (дети)
Наши курочки в окно: ко-ко-ко (инструмент) ко-ко-ко (дети).
Наши уточки с утра - Кря - кря - кря! Кря - кря - кря! (ручки назад - изображаем уточек)
Наши гуси у пруда - Га - га - га! Га - га - га! (ручки на поясе, поворачиваем корпус то вправо, то влево)
Наши гуленьки вверху -  Гру - гру – гру! Гру - гру - гру! (машем ручками, как крыльями)
Наши курочки в окно - Ко - ко - ко! Ко - ко - ко! (головой три наклона, как будто клюют; ручки сгибаем в локтях, то прижимаем их к себе, то отводим)

Лягушка     Цель: узнать товарища по голосу.
Описание: дети стоят по кругу, а один с  завязанными  глазами  стоит  внутри круга и говорит:
                 Вот лягушка по дорожке.
                 Скачет, вытянувши ножки,
                 Увидала комара,
                 Закричала…
Тот, на кого указал водящий, в этот момент  говорит:  "Ква-ква”.  По  голосу водящий должен определить, кто лягушка.
Двигательная импровизация под музыку "Сладкая грёза" П.И.Чайковский.
- Как называется урок, которым мы занимаемся? У Музыки есть помощницы - весёлые нотки, они расскажут, как музыка помогает нам. Живут они здесь, на нотном стане...
- Ой, а нотный стан пуст, где же нотки? Разбежались. Чтоб секрет нам разгадать - надо нотки все собрать.
Путь нелёгкий предстоит - нам игра не повредит.
А чтобы первая нотка вернулась, нам нужно в музыкальную игру. Готовы? Тогда вставайте в пары.
Игра "Паучок" Е.Железнова. Петь каждую строчку по гамме вверх, последние две вниз.
 
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
Паучка на землю смыл.
Солнце стало припекать,
Паучок ползёт опять.
А за ним ползут и детки,
Чтобы погулять на ветке.    Движение "краб" по спине партнёра
Постукивание по спине ладошками
Стряхивание со спины ладошками

Поглаживание спины
Движение "краб"     
- Почувствовали, как по телу разливается тепло? Значит, мы всё сделали правильно, и первая нотка возвращается на нотный стан (прикрепляет нотку).
Чему научит нас вторая нотка - слушайте подсказку.
Мы грамотными будем, рассказывая... сказку. Я начну - вы помогайте, даром время не теряйте.
Сказка (артикуляционная и звуковая гимнастика).
 
Жили-были дед и баба.
Дед разговаривал так... ох-ох-ох.
А баба сидела на печке и вздыхала...ах-ах-ах.
Дед любил играть на балалайке,
А баба ела конфеты,


Да ловила мух: з-з-з, хлоп; з-з-з, хлоп;
з-з-з, хлоп; з-з-з, хлоп;
А дед, знай себе, на балалайке играет.
Бабка ловила мух, да упала с печи.
Сидит, плачет "ох-ох-ох".
Пожалел дед бабку, угостил конфеткой,

Да и пустились они в пляс.   
Скрип горлом на низком звуке.
Фальцет.
Быстрые движения языком вправо-влево со звуком.
Уколы языком в правую и левую щеку попеременно.
Круговые движения указательным пальцем со звуком "З", хлопок.
Быстрые движения языком вправо-влево.
"Ох"
Фальцет плаксиво.
Уколы языком в правую и левую щеку попеременно.
Щелчки языком - губы отжимают и растягивают.     
Ребята, а вот и вторая нотка! Вы догадались, какой секрет был у неё? Правильно, с помощью сказки мы с вами укрепили голосовые связки! Вторая нотка вернулась на нотный стан.
Разогрели голосовые связки – значит, пора искать третью нотку в песне. Дети садятся на стулья, стоящие по кругу, педагог одевает на руки волка и зайца из кукольного театра.
«Серый Волк увидел зайца». Сначала прочитать стихи в слух с выражением, затем спеть без муз. сопровождения
 
Серый волк увидел зайца
И сказал: "А ну сдавайся!
Очень кушать я хочу,
Вот тебя я проглочу!"
Зайчик бедненький дрожит,
А второй спасать бежит.        Пальчики-зайчики растопыриваются, а свободная рука складывается в пасть волка. Она закрывается и открывается в такт речи.
Указательный палец дрожит. Средний палец прислоняется к нему.      
"Ах, вы так, а ну пугайтесь,
Сразу оба мне сдавайтесь!
Очень кушать я хочу,
Вас обоих проглочу!"
И не стало б их на свете,
Но бежит спасать их третий.        Серый волк снова щелкает зубами.
Указательный и средний пальцы дрожат. К ним прислоняется безымянный палец.      
"Вот вы как! А ну пугайтесь,
Сразу трое мне сдавайтесь!
Очень кушать я хочу,
Всех троих я проглочу!"
Трое зайцев смерти ждут,
Но четвертый тут как тут.        Серый волк снова щелкает зубами.
Указательный, средний и безымянный дрожат. К ним прислоняется мизинец.      
"Сколько вас! А ну пугайтесь,
Сразу четверо сдавайтесь!
Очень кушать я хочу,
Четверых уж проглочу!"
Но там, где четыре брата,
Завсегда и братец пятый.        Серый волк снова щелкает зубами.
Указательный, средний, безымянный и мизинец дрожат. К ним присоединяется большой палец.      
И заплакал серый волк:
"Вас тут зайцев целый полк!
Хоть я очень есть хочу,
Пятерых не проглочу!"
Потерял к ним интерес
И ушёл обратно в лес.        Серый волк снова щелкает зубами.



Ладонь с волком поворачивается и "уходит".     

- Изобразите мимикой, какой был по характеру заяц, а какой волк? А теперь оживим этих лесных жителей. Повторное исполнение песни с муз. сопровождением. (дети подпевают).
Голосов чудесных пенье улучшает настроенье. Какое у вас стало настроение?
Чтобы жить и не болеть
Каждый день старайтесь петь!
А вот и третья нотка. Поместим её на нотный стан.
А теперь вернёмся в деревню к бабушке и дедушке. У них большое хозяйство: петушок, уточки, свинки, козлёнок, щенок. Все они любят погулять во дворе. Вы готовы к перевоплощению? Тогда выбирайте, кто каким животным будет. Внимательно слушайте, кто из животных идёт гулять, и старайтесь точно передать характер своего персонажа.
Игра-инсценировка "Утро в деревне" Т.Лобанова.
 
1.Яркое солнышко рано встаёт.
Песни петух на заборе поёт:
Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку,
Выдался славный сегодня денёк.
2.Свинка на завтрак ведёт поросят,
Круглые глазки как бусы горят.
Хрю-хрю-хрю-хрю. Хрю-хрю-хрю-хрю.
Выдался славный сегодня денёк.    3.Утки спешат искупаться в пруду,
Жёлтой цепочкой за мамой идут.
Кря-кря-кря-кря, кря-кря-кря-кря.
Выдался славный сегодня денёк.
4.Скачет по травке козлёнок прыг-скок,
Весело лает у будки щенок:
Гав-гав-гав-гав, гав-гав-гав-гав.
Выдался славный сегодня денёк.     
Как вы замечательно двигались! И четвёртая нотка находит своё место на нотном стане.
А где прячется пятая нотка, слушайте подсказку. (Вивальди)
Правильно в музыкальных инструментах. Чтобы нотку отыскать - надо музыкантами стать.
Берите музыкальные инструменты и становитесь музыкантами, а я буду дирижером, внимательно смотрите на мои руки. Шумовой оркестр.
- Какие талантливые музыканты, ваша слаженная игра вернула пятую нотку на нотный стан.
А может нотка прятаться в весёлом танце? Проверим? Чтоб здоровье укреплять - будем весело плясать!
Танец «Весёлая зарядка»
- Посмотрите, шестая нотка на нотном стане. Осталось вернуть ещё одну.
А для этого нужно просто весело посмеяться.
Я здоровым быть хочу,
Хохочу и хохочу.
Ни одной минуточки
Не могу без шуточки!
Посмешим друг друга. Звучит "детский смех" в записи.
Педагог: Ура! Все нотки вернулись на нотный стан, и каждая поделилась своим секретом! Давайте вместе прочитаем, кто нам сегодня помогал. (Дети читают слово на нотках "МУЗЫКА!").
Правильно, Музыка нам помогала!
Мне очень понравился ваш артистизм, эмоциональность. Давайте себя похвалим.
Ты, ты, ты самый умный.
Ты, ты, ты самый добрый.
Ты, ты, ты просто чудо -
Я люблю вас всех!
«Это я, все мои друзья»

Категория: Учебный матерьял | Добавил: lizavetka (16.12.2010)
Просмотров: 586 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта

Поиск

Друзья сайта

Лизаветка-сайт о и для Маленьких принцесс и их мам.

статистика