Яхонты Натальи Дмитриевны Борисковой

Четверг, 28.03.2024, 20:44

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Народные художественные промыслы

Холмогорская резная кость
06.08.2011, 11:38
Северная резная кость.
Часть 1.

Художественная обработка кости относится к древнейшим видам народного декоративного искусства.В альбоме рассказывается о четырех наиболее известных косторезных промыслах Севера России.

Ларец-теремок

Неизвестный резчик. Москва (?). 1718-1725. Бивень мамонта, металл. Рельефная резьба, гравировка. 17x13x11,5. ГИМ
Ларец-теремок собран из костяных дощечек. На передней стенке вырезаны фигурки Адама и Евы у древа В окружении зверей. На крышке — сцена «Суд царя Соломона». Все остальные плоскости украшены изображениями из иллюстрированного издания «Символы и эмблемы» (1705). Рельефы дополнены гравированными текстами.



Холмогорская резная кость — резьба по кости, народный художественный промысел, сформировавшийся и практикуемый в сёлах Холмогорского муниципального района Архангельской области. В стиле холмогорской резьбы пересекаются различные культурные традиции: севернорусская, центральнорусская, западноевропейская (заимствовались техники нидерландских и немецких изделий, рисунки гравюр) и традиции коренных народов севера.

Первые известные примеры изделий, выполненных в данной манере, относятся к XVII веку, однако приёмы резьбы, отличающие данный вид промысла от прочих схожих сложились лишь к XVIII веку. К ним относятся, например, сочетание образованного сквозными отверстиями орнамента и рельефных сюжетных изображений, использование цветной гравировки, подкраска. Иногда под резной орнамент подкладывалась цветная фольга. Может использоваться мамонтовая или моржовая кость, либо кость домашнего скота (лошадей, коров). Сюжетные рельефы могут изображать сцены из народной жизни, портреты или эмблемы, со 2-й половины XIX века — также местных животных и растения. Для холмогорской резной кости характерен растительный орнамент из веточек, ягодок, а также рокайли.

Наиболее старым типом такого рода изделий являются гребни. Кроме того, в этом стиле изготавливались табакерки, коробочки, ларцы, бокалы, настольные украшения, миниатюрные портреты и даже мебель, облицованная пластинками кости. Известны также настольные скульптуры, в том числе копии знаменитых скульптурных композиций (например, московского памятника К. Минину и Д. Пожарскому). В советский период стали также выпускаться женские украшения.

В 1930 году промысел, который находился в упадке со 2-й половины XIX века, стал поддерживаться государством. В селе Ломоносово была создана профессионально-техническая школа, а позже и Холмогорская косторезная артель имени М. В. Ломоносова (1932), в дальнейшем преобразованная в фабрику художественной резьбы по кости имени М. В. Ломоносова.

Ларчик

Неизвестный резчик из семьи Шешениных (?). Москва. Оружейная палата (?) Конец 17 века
Бивень мамонта. Ажурная, рельефная резьба 8х 12,5x8,4. ГИМ
Ларчик состоит из костяных дощечек толщиной до 0,5 см, украшенных прорезными пышными побегами и коронованными львами. На крышке — двуглавый орел. Орнамент выполнен с легкой рельефной проработкой. Боковые ребра оформлены как витые колонки. Фигурные металлические петли и личинка замка служат дополнительными декоративными элементам!



Гребень свадебный «Александр Македонский и индийский царь»

Архангельская губерния. 1760—1780-е Бивень мамонта Ажурная, рельефная резьба, гравировка 8x12,6. ГИМ

Гребень «Кружевница»
Архангельская губерния Вторая половина XVIII века Бивень мамонта Рельефная резьба, гравировка 6.5x10,8. ГИМ
Александр Македонский изображен в шлеме, с копьем в руке. За ним — всадники с копьями и трубач. Напротив — войско во главе с индийским царем, на голове которого высокая шапка с пером.
Изображение скопировано с редкой лубочной картинки, где сюжет разъясняли тексты. Кружевница в народном костюме плетет кружево с помощью коклюшек. На обороте гребня вырезано изображение охотника с собаками, стреляющего в птиц. Там же помещен вензель владелицы.



Шкатулка для гребня

Архангельская губерния. XVIII век
Дерево, бивень мамонта, моржовый клык, бумага Рельефная резьба, цветная гравировка, окраска 4x16x14. ГИМ
На крышке шкатулки для гребня вырезана сцена встречи молодых людей. Резчик выявил объем и гравировкой подчеркнул детали костюма и растения фона. Рокайльные завитки служат прихотливым обрамлением фигур, заполняя углы И создавая впечатление пространства. Пластинки Орнаментального обрамления вырезаны из моржовой кости. Чередуются белые (неокрашенные) и зеленые пластины, украшенные растительным орнаментом



Ларчик-подголовник

Архангельская губерния. XVIII век
Дерево, бивень мамонта, моржовый клык, бумага Рельефная резьба, цветная гравировка, окраска



Коробочка «Суд царя Соломона»

Москва (?). Вторая половина XVIII века Моржовый клык, металл Ажурная, рельефная резьба, гравировка 3x9x5,6. гам
Коробочка «Курильщики»
Архангельская губерния. 1760—1770-е
Моржовый клык, металл Ажурная, рельефная резьба, Гравировка 2,5x8x5.
Коробочка-туфелька
Архангельская губерния. 1760—1770-е
Моржовый клык, металл Объемная, ажурная, рельефная резьба, цветная гравировка 3x8,7x2. ГИМ
Коробочка-яйцо
Архангельская губерния. 1760—177()-е Моржовый клык Токарная, ажурная резьба, гравировка Высота 6; диаметр 4,2. ГИМ
В коробочке «Суд царя Соломона» резьба в невысоком рельефе на стенках и дне создает таинственное внутреннее пространство, что обогащает впечатление от предмета.
Коробочка-туфелька вырезана модного фасона, с байтом и пряжкой, на каблучке, подбитом гвоздиками. В ней модница держала «мушки» — маленькие кружочки из ткани, которые, по старинной моде, приклеивали налицо, плечи, грудь в виде родинки.
Пасхальные яйца-коробочки имели разные размеры: с голубиное, куриное, лебединое яйцо. По традиции их украшали Холмогорскими завитками-раковинками



Шахматы так называемого абстрактного типа: ферзь, король, конь

Архангельская губерния
Середина XVIII века. Бивень мамонта. Токарная резьба, цветная гравировка
Шахматы так называемого смешанного типа: пешка, конь, король, ладья, слон
Архангельская губерния
Вторая половина — конец XVIII века
Моржовая кость Токарная, рельефная резьба, цветная гравировка
Русские шахматы так называемого изобразительного типа со второй половины XVIII века делали в виде двух войск — восточного и европейского. Главными фигурами в них были турецкий султан и король, держащий в руках скипетр. Изображение турецкого султана копировали с механически фигуры шахматиста, привезенной в Россию из Западной Европы во времена Екатерины II.



Шахматы изобразительного типа

Моржовая кость. Объемная резьба, гравировка, окраска Ладья и конь: 4,5 хЗх 1,8 Король: 8,5x4x2,5 Ферзь: 7,5x3x2 Пешки: 4x1,5x1. ГИМ
Русские шахматы так называемого изобразительного типа со второй половины XVIII века делали в виде двух войск — восточного и европейского. Главными фигурами в них были турецкий султан и король, держащий в руках скипетр. Изображение турецкого султана копировали с механически фигуры шахматиста, привезенной в Россию из Западной Европы во времена Екатерины II.



Костяные кубки с крышками

Кубок с портретом императрицы Елизаветы
Санкт-Петербург (?). 1759-1760 Бивень мамонта Токарная, рельефная резьба, гравировка Высота 29,5; диаметр основания 9,5
Мастерская Дудина Осипа Христофоровича
Кубок с портретами великого князя Павла Петровича,великой княгини Марии Федоровны и императрицы Екатерины II
Санкт-Петербург. 1776 (?) Бивень мамонта Токарная, ажурная, объемная, рельефная резьба, окраска Высота 32; диаметр основания 9,6 ГИМ
С середины XVIII века костяные кубки с крышками вытачивали специально для подношений (подарков); их украшали резными портретами и государственным гербом. Объемная резьба ножки придавала неповторимость каждому предмету.



Портреты великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны

Архангельская губерния. 1776—1780-е Бивень мамонта, дерево, слюда, бумага Рельефная, ажурная резьба, окраска, обивка 11,3x11; 11,3x11. гам
Ларец-теремок свадебный
Архангельская губерния. 1780-е Бивень мамонта, моржовый клык, китовый ус, дерево, слюда, бумага Ажурная резьба, цветная гравировка, окраска, обивка 21,3x37,7x33. ГИМ
Стенки и крышка свадебного ларца украшены многочисленными ажурными пластинками, орнаментальными поясами пяти видов, с гравировкой



Цепь ордена Андрея Первозванного

Архангельск (?). 1819 (?) Моржовый клык Ажурная, рельефная резьба, гравировка
Общая длина 88 Звенья: 7 х 4,5 и 10 х 6,5. ГИМ
Цепь ордена Андрея Первозванного состоит из 21 ажурного медальона. Эти резные медальоны точно воспроизводят звенья аналогичной орденской цепи, сделанной из драгоценных металлов и камней. При ее создании резчик продемонстрировал виртуозное владение техникой ажурной резьбы. Возможно, цепь была сделана к посещению императором Архангельска в 1812 году, но время не сохранило об этом никаких свидетельств. Храмовые иконы этого т отличаются красивым рисунком плоскорельефных вставок и тонкой резьбой ажурных пластин обрамления Их собирали из отдельно вырезанных фигур, которые крепились на деревянную доску.



Резчик Бобрецов Михаил Никитич
Икона «Распятие с предстоящими»

Архангельская губерния Вторая половина XIX века Моржовый клык, кость, дерево, ткань, бумага
Рельефная, ажурная резьба, гравировка 35,2x30x2,5. ГИМ



Резчик Шарыпина Устинья Семеновна (род. 1918)
Рамка для фото «Животный мир»

Моржовый клык Ажурная резьба 13,5x10,5 Музей Ломоносова
Резчик Синькова Мария Петровна (род. 1920)
Кубок «Север»
Мамонтовая кость Высота 25; диаметр 9,5
Резчик Тышова А.Н.
Рамка для фото «Поездка»
Мамонтовая кость



Буторин Николай Дмитриевич (род. 1934), заслуженный художник РФ
Ваза «Баллада о Севере»

Бивень мамонта Ажурная, рельефная резьба 26,5x9,6x8
Кубок «Лесные мотивы». 1977
Бивень мамонта Ажурная, рельефная, объемная резьба 23,5x12,2x9,5
Штанг Анатолий Егорович (1915-1983)
Настольное украшение «Северные мотивы». 1978
Моржовый клык Ажурная, рельефная резьба 11,5 х 50,5



Буторин Николай Дмитриевич (род. 1934), заслуженный художник РФ
Ваза «Океан». 1983

Бивень мамонта Ажурная, рельефная резьба 28,5x10,8 АОМИИ



Штанг Петр Петрович (род. 1922)
Ларчик «Сын помора». 1987

Кость Ажурная, рельефная, объемная резьба, тонировка 24x10,4x16,4 Музей Ломоносова
Ларчик повторяет пирамидальную форму деревянного памятника М. В. Ломоносову, поставленного на Курострове в XIX веке. На крышке ларца — фигурка юноши, сидящего с книгой, на скатах — рельефные изображения северных пейзажей и виды Санкт-Петербурга, где работал и жил выдающийся ученый



При словах «Холмогорская резьба по кости» встают перед глазами овеянные былиной поэзией изделия холмогорских резчиков - «дорог рыбий зуб, мудрено вырезы повырезано». Более 400 лет живет это искусство. Много талантливых мастеров потрудились здесь, но как мало мы о них знаем.

Первые архивные сведения относятся к 17 в. «Курцева (Холмогорский посад) 1622-1626 гг.». Среди прочих профессий жителей указаны «четочники» Исачко Трофимов сын Соломатов, «четочник» молодчей, Селиванко Иванов Сын Выдрин, четочник, молодчей и т.д. К 17 же веку относятся сведения о Шешининых Евдокиме, Семене, Иване, Семене, Василии. Все они были вывезены из Холмогор в Москву для работы в Оружейной палате.

Наибольшего расцвета Холмогорская резьба по кости достигла в эпоху царствования Петра Первого. В это время мастера исполнили ряд уникальных работ, которые для современных косторезов служат образцами художественного оформления и технического исполнения. Петр I, познакомившись с холмогорской резьбой по кости, покровительствовал мастерам и снабжал их образцами западного косторезного искусства.

С волной иноземных влияний приходит мода на изделия из кости. Они получают широкое распространение среди высшего дворянства. Костяные изделия в качестве памятных подарков вручались весьма важным особам.

Следует отметить, что в царском обиходе постоянно находились костяные изделия. После смерти Екатерины первой в протоколах Верховного Тайного Совета было зафиксировано, что личные вещи императрицы хранились в двух холмогорских ларцах. Не менее любопытно, что в личных комнатах Екатерины два резных костяных образа в золотой оправе, а так же два костяных образа в серебряной оправе. Это свидетельствует об устойчивом интересе к изделиям из резной кости - ларцам, гребням, иконам, другим предметам.

В течение всего 18 в. косторезное производство и его художественная ценность не снижалась, а наоборот увеличивалась.

источник
Северная резная кость.
Часть 2.

Резчик Лаврентьев Николай Николаевич (род. 1962)
Ларец «Петр 1». 1981
Кость Ажурная, рельефная резьба, цветная гравировка, тонировка 16,5x10,4x10,4 АОМИИ
С именем Петра 1 связано строительство парусного флота на верфях Вавчуги, что на правом берегу Двины, напротив Курострова. Поэтому на холмогорских шкатулках и кубках портреты Петра I всегда соседствуют с Изображениями кораблей.



Шубный С.А. (род. 1970)
Вазочка «300 лет Санкт-Петербургу». 2003

Кость Ажурная, рельефная резьба 24x5. Собственность автора
И.В.Хабаров
Коробочка
Кость Ажурная, рельефная резьба. Собственность автора
Новоселова Алла Юрьевна (род. 1956)
Кубок «Петровский флот». 2003
Кость Ажурная, рельефная резьба 28x6x5,5 Собственность автора



Гурьев Александр Степанович (1929-1990)
Коробочка-репка. 1978
Кость Ажурная резьба 8,5x10,5 АОМИИ
Ваза «Завиток». 1980
Кость Ажурная резьба 20x15 Музей Ломоносова



Осипов Геннадий Федорович (род. 1945), заслуженный художник РФ
Лоток «Ветер». 1982
Бивень мамонта Ажурная резьба 6x11x9 АОМИИ
Осипов Геннадий Федорович (род. 1945), заслуженный художник РФ
Колье-бусы «Каприз». 1996
Бивень мамонта Ажурная резьба Длина 57
Гагаричев Юрий Вениаминович (род. 1969)
Украшение для волос «Розы». 2002
Кость Ажурная, рельефная резьба 14,5x5x0,7 Собственность автора
Гурьева Э.Л.
Броши «Цветы»
Буторин Михаил Николаевич (род. 1969)
Туалетная коробочка «Тюльпаны». 1996
Зуб кашалота. Ажурная резьба 8,5x5,7x3,9 Частное собрание



Осипов Геннадий Федорович (род. 1945), заслуженный художник РФ
Ларец «Весенняя песня». 1989
Кость. Ажурная, рельефная резьба, тонировка. 24x17x24. Музей Ломоносова



Осипов Геннадий Федорович (род. 1945), заслуженный художник РФ
Коробочка-репка. 1995
Бивень мамонта. Ажурная резьба 5,8x5 Частное собрание
Коробочка «Птица». 1995
Бивень мамонта Ажурная, рельефная, объемная резьба 12,8x7,2x4,3. АОМИИ
Туалетная коробочка «Птицы». 2001
Кость, моржовый клык. Ажурная резьба 6x5x3,8 Частное собрание
Нож «Фантазия». 2003
Кость. Ажурная, рельефная резьба 23,5x3,5x3 Частное собрание
Норкин Валерий Владимирович (род. 1975)
Нож для разрезания бумаги. 2002 Кость
Ажурная, рельефная резьба 23,5x3,5x3 Собственность автора



Ставец «Всем святым»
Бивень мамонта Ажурная, рельефная, объемная резьба
Мироносица «Помоги земле русской». 1992
Бивень мамонта Ажурная, рельефная, объемная резьба
Кубок «Великий Новгород». 1984
Бивень мамонта. Ажурная, рельефная резьба 23,5x10,8 АОМИИ



Зачиняев Николай Иванович
Икона «Богоматерь Казанская». 1996
Бивень мамонта, кость Ажурная, рельефная резьба 22x15 Коллекция Джона Вуда (США)Федухина Ольга Валериевна (род. 1966)
Панагия. 2002
Бивень мамонта Ажурная, рельефная резьба Диаметр 11,4 собственность автора



Байкова Алла Юрьевна (род. 1957)
Бусы и серьги «Старинные». 1994
Кость Ажурная, рельефная резьба Длина 52; диаметр 1,5 Частное собрание
Катарин Сергей Николаевич (род. 1970)
Ваза «Дыхание леса». 1991
Моржовый клык Ажурная, рельефная резьба 21,9x5,8x3,9. АОМИИ
Новоселов Андрей Валентинович (род.1959)
Вазочка «Олень». 1994
Кость. Ажурная резьба 5 х 5 х 3,5 Частное собрание
Вазочка «Ладья». 1993
Кость. Ажурная резьба 6,3x5x5,2 Частное собрание



Ватлин Василий Тимофеевич (род.1956)
Брошь «Птица». 1996
Бивень мамонта Ажурная, рельефная резьба 5x4 Музей Ломоносова
Гребень «В райском саду». 1986
Бивень мамонта Ажурная, рельефная резьба 11,5x11,5 Музей Ломоносова
Гребень «Радость». 1995
Бивень мамонта Ажурная, рельефная резьба 9,5 х 6,5 Музей Ломоносова
Гребень «Ажурный». 1996
Бивень мамонта Ажурная, рельефная резьба 9x6,7 Музей Ломоносова



Просвирин Виталий Александрович (род. 1929), заслуженный художник РФ
Ваза «Рябина». 1982
Зуб кашалота Ажурная, рельефная резьба 28x9 АОМИИ
Ваза «Охотник на уток». 1987
Зуб кашалота Ажурная, рельефная, объемная резьба 24x7,5. АОМИИ
Скульптура «Охота на медведя»



Маклакова Ирина Ивановна
Коробочка «Улетели листья с тополей». 1994
Куб кашалота. Ажурная, объемная резьба 12,3x5x3,7 Частное собрание
Коробочка «Фантазии в новогоднем лесу». 1995
Зуб кашалота Ажурная, объемная резьба 11x5,3x3,5 Частное собрание
Коробочка «Отдых на перелете». 1995
Кость, моржовый клык Ажурная, объемная резьба 5x4,4x2,2 Частное собрание
Ваза «Деревья спят». 2002
Бивень мамонта, кость Ажурная, рельефная, резьба 24,6x12,2x11 АОМИИ
Галемский Михаил Александрович (род.1959)
Серьги. 1995
Бивень мамонта Ажурная резьба Диаметр 2 Частное собрание



Мальгин Александр Анатольевич (род.1979)
Вазочки «Охота». 2002
Кость, дерево Ажурная, рельефная резьба 13x9x5 Собственность автора
Гурьев Алексей Александрович (род. 1962)
Настольное украшение «Охота на кабана». 2003
Зуб кашалота Ажурная, объемная резьба 16,5x7x4 Коллекция Джона Вуда (США)

Тема охоты — одна из Наиболее Популярных и современном Холмогорском искусстве. Мастера обращаются как к местной художественной традиции, так и к европейским образцам.



Чернаков Вячеслав Валентинович (род. 1974)
Скульптура «С медвежонком». 1998
Бивень слона Объемная резьба 5x1,5x2 Собственность автора
Чернакова Галина Михайловна (род. 1951)
Брелоки «Мужички». 2003
Зуб кашалота
Вазочка «В малиннике». 1987
Кость Цветная гравировка 8,3x5,4x3,9. АОМИИ



Баландин Владимир Михайлович (род. 1953)
Шахматы «Царства Нептуна и Берендея». 1976
Кость, зуб кашалота Объемная резьба Музей Ломоносова



Юрьев Александр Геннадиевич (род. 1970)
Шахматы. 1994
Кость Ажурная, рельефная, объемная резьба, тонировка Доска: 48x45,5x9,5 Фигуры: 9 х 3; 6,5 х 3 Собственность автора



Северная резная кость.
Часть 3.

Коробка для карточных принадлежностей с вензелем «BYM»

Санкт-Петербург (?) Первая половина XIX века Моржовый клык, дерево, ткань, бумага, щетина. Токарная, ажурная резьба, оклейка 7x2,5x21.ГИМ
С конца XVIII века в карточных наборах предусматривались вкладыши-коробки для колоды карт, фишек четырех карточных мастей. Дорогой набор украшен вензелем владельца



Скульптура «Петр 1 - победитель шведов»

Санкт-Петербург (?). 1780-1790-е Бивень мамонта, черное дерево, дерево, ткань
Объемная, рельефная, токарная резьба, гравировка, оклейка 23x19x12. ГИМ
Петр 1 изображен на поле Полтавской битвы. В посвятительной надписи он назван «Отцом Отечества». Резчик создал свою композицию под влиянием памятника Э. М. Фальконе (1782) на основе гравюры Даниила Голяховского (1709): Изображение заднего плана он поместил внизу на подставке.



Икона «Димитрий, митрополит Ростовский»

Архангельская губерния Середина XVIII века Бивень мамонта Рельефная резьба, гравировка 11,5x9,5x0,5. ГИМ



Картина «Прощание с императором Александром 1»

Архангельская губерния Вторая четверть XIX века Моржовый клык, дерево, фольга, ткань, бумага
Рельефная, ажурная, токарная резьба, гравировка, окраска, оклейка, обивка 36 х 54,5 х 3,5. ГИМ

Картина «Прощание с императором Александром 1» в технике накладного рельефа Выполнена по гравюре А. Афанасьева, Появившейся вскоре после Неожиданной смерти Александра 1 в 1825 году.



Резчик Шубный Яков Иванович

Декоративная пластина «Родословие»

Холмогоры. 1774. Моржовая кость, дерево, ткань Ажурная, рельефная резьба, цветная гравировка, обивка 39x41,0x3,5. ГИМ

На декоративной пластине «Родословие» выполнен 61 портрет. На раме внизу находится подпись резчика, что представляет собой исключительное явление. Изображения военных атрибутом и парусных кораблей напоминают о недавней победе русского флота при Чесме в 1770 году.



Ларец-теремок свадебный

Русский Север. 1770-1780-е. Дерево, моржовый клык, ткань, серебро, бумага.
Ажурная, рельефная, токарная резьба, гравировка, обивка 32x27x22,5. ГИМ

На крышке и стенках свадебного ларца помещены 33 круглых и овальных медальона с изображениями купидонов, аллегорий дружбы, любви и верности. Эти мотивы, а также тексты мастер скопировал из книги «Символы и эмблемы» (1705 год).



Мастерская Верещагина

Ваза «Времена года»

Архангельск, 1790-е. Слоновая кость (?), дерево, шелк
Токарная, ажурная, рельефная резьба,
Оклейка. 31,5x13,5x13,5. ГИМ

В медальонах вазы вырезаны изображения времен года, между которыми из цветочных гирлянд выведены литеры «В», «Л», «О» и «3» (весна, лето, осень, зима). Весь объем разбит на ряд орнаментальных поясов, из которых состоит ваза. Продуманность формы и декора, чистота исполнения свидетельствуют о высоком Профессионализме художника-декоратора, работавшего в стиле раннего классицизма. Виртуозное исполнение резных и токарных работ делало вазу достойной дворцовых интерьеров. По-видимому, в ее изготовлении принимали участие резчики Архангельской мастерской Прокопия Степановича Верещагина — однофамильца или, вероятно, родственника Николая Степановича Верещагина.



Прибор чернильный с вензелями «MZ» «YZ»

Санкт-Петербург Конец XVIII — начало XIX века. Моржовый клык, дерево, фольга, бумага.
Токарная, ажурная, объемная резьба, обивка, гнутье, оклейка 7,5x29x15,8. ГИМ
Кость редко использовали для Изготовления Чернильных принадлежностей, поэтому заказной чернильный набор, Состоящий из подставок для стеклянных флаконов с чернилами и песком, а также из коробочки для перочистки, является по-своему уникальным. Его отличает чистота Выполнения орнаментов, высокое мастерство ажурной резьбы.



Коробка для рукоделия

Санкт-Петербург (?). Конец XVIII века Моржовый клык, дерево, ткань, фольга, металл.
Токарная, ажурная, рельефная резьба 19x31x25. ГИМ

Коробка для рукоделия имеет несколько отделений для хранения наперстков, ножниц и игольников, костяных катушек. Подобные шкатулки предназначались для узкого круга столичных ценителей и отличались Стилистической чистотой исполнения



Икона «Воскресение и 12 праздников»

Архангельская губерния Вторая половина XVIII века Бивень мамонта, черное дерево, дерево Ажурная, рельефная резьба, обивка 55x45. ГИМ



Портрет императрицы Екатерины 2

Архангельская губерния. 1760-е Бивень мамонта, дерево, кожа, металл Ажурная, рельефная резьба, гравировка
Рама:18,2х17,7 Пластина: 15,7 х 15 х 0,5. ГИМ

Желая придать торжественность небольшому портрету императрицы Екатерины II, резчик поместил его в пышную раму из привычных холмогорских завитков-«раковин».



Фишки карточные «Дама и кавалер», «Львы», «Купидон»

Архангельская губерния Вторая половина XVIII века Моржовая кость. Ажурная резьба 4,5x6,2x0,2 4,6x6,2x0,2 2,8x3,2x0,2. ГИМ
Гребень свадебный «Повозка, запряженная павлинами»
Санкт-Петербург Последняя четвертьXVIII века Бивень мамонта Ажурная, рельефная резьба, гравировка 7,4x13,4. ГИМ

Желая придать торжественность небольшому портрету императрицы Екатерины II, резчик поместил его в пышную раму из привычных холмогорских завитков-«раковин».



Бюро-секретер

Архангельская губерния Вторая половина XVIII века Бивень мамонта, моржовый клык, кость, дерево, слюда, бумага, металл Ажурная резьба, цветная гравировка, окраска, оклейка, обивка 29x13x9. ГИМ



18 век – период активного развития промысла. Строительство новой столицы России, Петербурга, сопровождалось заказами на изготовление богатых нарядных вещей для императорского двора.

Резчиком по кости и перламутру начинал великий русский скульптор Федот Шубин. Юношей он поступил в косторезную мастерскую, а потом по примеру своего земляка ушел с рыбным обозом в 1759 году из Холмогор в Петербург. Ломоносову удалось заинтересовать президента Академии художеств талантом юноши, и Федот был принят обучаться скульптуре. Продолжал обучение Шубин в Италии и Франции, был избран почетным членом Болонской академии художеств. По возвращении на родину Федот Шубин приобрел всероссийскую известность.

Начатый Шубиным определенный этап в развитии косторезного искусства завершил Осип Дудин, образованнейший человек, любитель книг. У Дудина не раз покупали резные костяные шахматы для наследника царского престола великого князя Павла Петровича.
В богатых по оформлению ларцах глазковый и растительный орнаменты объединялись с прорезным узором, рисунок которого включал как растительные мотивы, так и варианты пышных завитков, пришедших в холмогорскую резьбу их официальных стилей барокко и рококо.

В ажурный орнамент постепенно вводятся сюжетные изображения, выполненные в технике рельефа. К концу 18 века к традиционным ларцам и коробочкам присоединяются миниатюрные секретеры и бюро, комодики и туалетные шкатулки, табакерки и гребни. Для пышности и яркости фоном ажурному орнаменту служит фольга или шелк.



В начале 19 века сложившиеся уже черты классицизма вносят свои коррективы в работы холмогорских мастеров. Пропорции вещей приобретают строгость и изысканность. Формы становятся лаконичнее. Орнамент миниатюрнее. Тонкие гирлянды на фоне тончайшей ромбовидной сетки говорят о необыкновенном мастерстве исполнения. С особой наглядностью это демонстрируют уникальные вазы и кубки рельефами портретных изображений.

К концу 19 – началу 20 веков холмогорской резьбе характерна механика сквозной резьбы. В этой технике выполнено блюдо, поднесенное великому князю Владимиру Александровичу при посещении Холмогор в 1885 году, выполненное Михаилом Бобрецовым. Блюдо находится в выставочном зале музея Ломоносова.

Однако к началу 20 века искусство холмогорского промысла переживает упадок. Не дает результатов ремесленный класс по подготовке мастеров. Его закрывают. Остается трое мастеров, сохраняющих традиции промысла.



Когда в 1921 году в Архангельске были организованы курсы резчиков по кости, древнее холмогорское мастерство было уже почти забыто.

В 1929 году в Холмогорах открывается учебный пункт косторезного искусства, через год он преобразуется в художественную школу. Ее первые ученики и создали в 1933 году в селе Ломоносово артель, которая стала основой будущей фабрики резьбы по кости имени М.В. Ломоносова.

В первой половине прошлого столетия мастерами была освоена техника гравюры на кости. Известна она стала благодаря мастерам Буторину, Просвирнину, Ватлину.

Начиная с 1960-х годов свои творческие возможности раскрывает новое поколение художников. Их работы освобождаются от излишней сложности и перегрузки предыдущих поколений. Наступает период создания более простых по форме изделий, украшенных орнаментами и сюжетами, которые ориентируются не на трудоемкие приемы резьбы, а на декоративную выразительность. Вновь начинают подкрашивать кость-цевку в зеленый и коричневый цвета.

Мастера находят новые технические решения: склеивают изогнутые пластины, полученные от распила трубчатой кости коровы. Создают вазы, формы которых прежде можно было получить лишь вытачиванием из цельного блока бивня. А искусная ажурная резьба, украшающая такой предмет, заставляет забыть, что удивительная работа выполнена из совершенно простого материала – коровьей кости (цевки).

Характерной чертой 1990-х годов является рост индивидуального начала в творчестве мастеров. Ведущими косторезами сейчас являются Г.Ф. Осипов, В.Н. Хабаров, работы которых экспонируются во многих музеях России и Зарубежья.



В селе Ломоносово фабрика художественной резьбы по кости сейчас закрылась. Мастера дома изготовляют массовые изделия и уникальные тематические вещи из моржовой, мамонтовой и кости-цевки на продажу. В косторезном училище мастера обучают меньше десятка студентов. Многие окончившие училище едут в Санкт-Петербург, как когда-то Федот Шубин, учиться дальше в Академии художеств или в Мухинском училище. Промысел не умирает, но и не процветает. На родине Ломоносова создаются руками умельцев потрясающие вещи, которые находят своего покупателя достаточно сложным путем.









тут

Категория: Народные художественные промыслы | Добавил: lizavetka
Просмотров: 8776 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта

Поиск

Друзья сайта

Лизаветка-сайт о и для Маленьких принцесс и их мам.

статистика